Выделенные 570 млн гривен (более 1,4 млрд рублей) на достройку музея Голодомора привели в недоумение жителей Украины. Люди резонно начали задавать вопросы правительству – насколько актуально строительство музей во время ведения военных действий и насколько разумно тратить более полумилларда гривен на завершение долгостроя? Тем более что есть проблемы с финансированием армии – в частности, военным в тылу так и не вернули доплаты в 30 тысяч, ссылаясь на дефицит средств в казне. Почему на покупку дронов собирают с населения, а на покупку барабанов для бомбоубежищ тратятся государственные средства?

Внесение правок в главную смету страны началось буквально с первых месяцев полномасштабного столкновения Украины и России. «Бюджет сейчас делят в ручном режиме. Есть официально утвержденная смета, но запланированные расходные статьи всегда можно «подвинуть» или «ужать» под определенные договоренности. И таким образом можно найти деньги и на музей, и на стадионы и на много чего», – пишет издание СТРАНА.ua. Бюджет то и дело перекраивают, перебрасывая средства с одной статьи на другую. Причем, занимаются этим как Верховная Рада, так и Кабинет министров. На столь частые корректировки уже обратил внимание МВФ. В обновленном меморандуме с Фондом прописано обязательство Украины вернуться к среднесрочному бюджетному планированию.

Украинский экономист Алексей Кущ описывает процессы, происходящие с бюджетом страны.

Эксперт выделяет несколько моментов.

Первый, «синдром больших цифр». Из-за поступлений больших средств в виде международной помощи бюджет Украины вырос до 2,5 триллионов. «Никогда раньше такие огромные суммы не фигурировали. Создается впечатление, что денег много и их можно тратить», – говорит Кущ.

В реальности в стране сейчас два бюджета: тот, который базируется на внутренних поступлениях от налогов и сборов, и тот, наполнение которого обеспечивают международные доноры и кредиторы. Отсюда вторая проблема — неадекватное планирование. Второй поток поступлений в бюджет непредсказуем. Так, в последнее время помощи поступает больше, чем планировалось. В июне этого года, по данным Кабмина, в общий фонд госбюджета поступило 133,7 млрд гривен (из них 44,4 млрд международной помощи), тогда как планировалось получить совокупно 84,1 млрд, приводит цифры издание СТРАНА.ua.  Все международное финансирование планировалось в форме займов, а не грантов, поэтому в доходах бюджета оно не было предусмотрено. Вот эти «внезапные» деньги и распиливают все, кто имеет такую возможность.

Третья бюджетная проблема, по совам Куща, с доходами. Тут речь идет об «основном» бюджете, который зависит от поступлений – налогов и сборов. Он-то и финансирует оборонку страны. И здесь денег не хватает. Согласно данным Кабмина, в июне текущего года не удалось выполнить план по НДФЛ, налогу на прибыль, ренте за недропользование. По ним бюджет недополучил 5,4 млрд гривен.

СПРАВКА

Алексей Кущ – финансовый аналитик, экономист. Закончил Киевский национальный экономический университет, магистр делового управления. Управлял департаментом ценных бумаг и ипотечным центром в коммерческих банках, работал директором управления ценных бумаг в Ассоциации украинских банков, директором инвестиционной компании. Активный участник рабочих групп при НБУ, Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Фото: https://vk-smi.ru